С первого января 2018 года вступил в силу Закон о телемедицине, согласно которому в стране стало возможным оказывать медицинскую помощь дистанционно. Консультировать пациентов он-лайн могут все медицинские работники, то есть и врачи, и средний медицинский персонал (медицинские сестры, фельдшеры). Дистанционная медицинская услуга может оказываться как в больнице, так и за её пределами, а медицинская организация обеспечивает медика необходимой для консультации техникой и доступом к сети Интернет. Насколько готовы медики Забайкалья к работе в таком формате и обеспечены ли медорганизации края всем необходимым для внедрения телемедицинских технологий рассказал министр здравоохранения Забайкальского края Сергей Давыдов.
- Сергей Олегович, какие новые возможности появились с принятием Закона о телемедицине?
- Во-первых, применение телемедицинских технологий позволит проводить дистанционные консультации и консилиумы между врачами, пациентом или его законным представителем, и отслеживать состояние здоровья пациента. Во-вторых, закон разрешает возможность выписать рецепт на лекарства. В список разрешенных также вошли содержащие психотропные и наркотические вещества. Но, согласно тексту закона, это станет возможным не ранее 2019 года. В-третьих, после очного осмотра пациента врач может проводить дистанционное наблюдение с применением телемедицинских технологий на основании данных о пациенте. Другим словами, больному не обязательно лично являться на повторные приемы. И в-четвертых, с 1 января 2018 года стало возможным оформлять медицинские полисы дистанционно.
- Какие медицинские организации и специалисты могут осуществлять дистанционные медицинские консультации?
Применять телемедицинские технологии смогут далеко не все учреждения. Для этого необходимо получить специальное разрешение: медицинские организации должны быть зарегистрированы в Федеральном реестре медицинских организаций (ФРМО) Единой государственной системы в сфере здравоохранения, а врачи – в Федеральном регистре медицинских работников (ФРМР) Единой системы.
- Как врач-практик, какие направления использования телемедицинских технологий можете выделить именно в практическом здравоохранении?
- На мой взгляд, наиболее перспективны следующие направления:
- начальная оценка состояния пациента в экстренных случаях для согласования лечения, стабилизации или решения вопросов транспортировки;
- руководство действиями среднего медицинского персонала в случае отсутствия врача;
- единовременные или длительные указания по оказанию специализированной помощи при отсутствии специалиста;
- консультации, включая консилиумы;
- мониторинг и отслеживание состояния пациентов, находящихся в критическом состоянии, а также хронически больных;
- использование информации и опыта других клиник для ведения и лечения пациента со специфическими заболеваниями и состояниями.
- Сергей Олегович, какие шаги уже сделаны в плане реализации использования телемедицинских технологий в Забайкалье?
- В марте 2017 года Забайкальский край одним из первых в Сибирском Федеральном округе включен в Федеральную телемедицинскую систему, которая функционирует на базе Всероссийского центра медицины катастроф «Защита». Медицинские специалисты консультируются со своими коллегами из федеральных медицинских центров, таких как ФГАУ НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко, ФГБУ Новосибирский НИИ ПК им. акад. Е.Н. Мешалкина, ФГАУ НЦ здоровья детей и др. Причем в неотложном порядке телемедицинские консультации могут организованы напрямую на любой уровень, как это, например, произошло после печально известного ДТП с автобусом паломников в Петровск-Забайкальском районе. С помощью Телемедицинской системы Минздрава России были проведены он-лайн консультации из Петровск-Забайкальской ЦРБ с главным внештатным анестезиологом-реаниматологом Минздрава России, дмн, профессором И.В. Молчановым. Кроме того, в Шилкинском районе внедряется пилотный проект «Интернет на каждый ФАП». Медицинская организация приобрела комплекты спутникового оборудования для доступа в сеть Интернет, оргтехнику и мобильные диагностические устройства. Оснащение ФАПов такими средствами позволит фельдшеру осуществлять запись пациентов на прием к врачу, проводить телеконсультации.
- Как вы считаете, что необходимо сделать для полноценного внедрения телемедицинских технологий?
- Необходим переход на ведение медицинской документации в электронном виде, широкое применение информационных систем в организации процессов оказания медицинской помощи, исключающее потерю информации о пациенте и сокращающее время на ее поиск, хранение достоверных и доступных из любой медицинской организации актуальных данных о пациенте с помощью интегрированной электронной медицинской карты (ИЭМК). Такой переход обеспечит интеграционная шина «Нетрика», промышленная эксплуатация которой планируется с марта 2018 года.
- Сергей Олегович, кто и какие преимущества получает при использовании телемедицинских технологий?
- С точки зрения пациентов основное преимущество и одновременно цель использования телемедицинских технологий заключается в расширении доступа к медицинской помощи и обеспечении ее в условиях, при которых ранее получение медицинской помощи было чрезвычайно затруднено или фактически невозможно. Особенно это важно для регионов с большими территориями и значительным сельским населением, к которым относится и Забайкальский край, где плотность населения составляет 2,5 человека на 1 км2, а сельское население – 67,8%. Во многих селах, где нет даже фельдшеров, а до ближайшей больницы сотни километров - телеконсультация может оказаться единственным шансом спасти жизнь человеку. Кроме того, дистанционная видеоконсультация в разы дешевле поездки пациента из Забайкалья в Москву, а в случае необходимости сопровождения пациента медицинским работником стоимость этой поездки удваивается. Что касается медицинских организаций, то внедрение технологий телемедицины означает сокращение количества визитов пациентов, времени их пребывания в стационаре, возможность оказания персонализированной медицинской помощи, диагностики заболеваний и общего повышения качества и доступности обслуживания. Я уверен, что благодаря развитию телемедицины здравоохранение региона перейдет на более высокий, качественный уровень.
Справка: за 2017 год в федеральной телемедицинской информационной системе Минздрава России зарегистрировано 54 консультации, проведенные внутри региона и 12 с крупными федеральными центрами.
Фото из сети интернет