В 2017 году был запущен проект «Обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах Российской Федерации». Этот проект вывел «медицинские» полёты на совершенно новый уровень и предоставил возможность закрыть брешь во многих направлениях на данном поприще. О том, как именно эта инициатива федерального центра повлияла на положение дел в Забайкалье и как она отразится на развитии санавиации региона в будущем, «Экстре» рассказал первый заместитель министра здравоохранения края Иван Шовдра.
«Мы покупаем лётные часы»
– Иван Иванович, расскажите о новом проекте, в чём заключаются его основные преимущества?
– Сразу скажу, что главным преимуществом данного приоритетного проекта, призванного всесторонне поддерживать развитие санитарной авиации в Забайкалье, является его финансовая основа. Эта основа была заложена федеральным центром, что не может не радовать. Например, в прошлые годы, когда вышеупомянутый проект ещё не реализовывался, нам приходилось справляться своими силамии - поддержки федерации в части санавиации не было. Сейчас же всё кардинально изменилось. Так, в 2017 году на развитие санавиации в бюджете было заложено 142 миллиона рублей. Из них 90 процентов - это средства федерации, а 10 процентов - это краевые средства. Но тогда проект был только на начальном этапе. В настоящее время поддержка ощутимо возросла. В частности, на период 2018-2019-х годов уже заложена субсидия в общей сумме 239 миллионов рублей: львиная доля этих средств – помощь федерации. Этого с лихвой хватит, чтобы покрыть в будущем все наши потребности на закупку авиационных услуг. Теперь, думаю, стоит обозначить ещё один немаловажный момент. Вся авиационная техника, которую в своей работе эксплуатирует региональный минздрав, ему не принадлежит. Она находится в собственности у авиакомпании, с которой заключён госконтракт на предоставление такого рода услуг. В нашем случае, это компания «Аэросервис». На выделенные деньги мы приобретаем у неё лётные часы. А это, как вы понимаете, удовольствие не из дешёвых.
– Чему равняется стоимость лётного часа на разных видах авиационной техники? И от чего она зависит?
– Сравнительно дёшево краевому минздраву обходится лётный час на самолёте – 59 тысяч рублей. Забегая вперёд отмечу, что при вылетах мы используем одну единицу такой техники и этого вполне достаточно. Что же касается вертолётов, а их находится в нашем распоряжении два, то цены здесь значительно увеличиваются. В первую очередь это связано с техническими особенностями данного воздушного транспорта. В их числе больший радиус действия, выше температура воздуха в салоне, большая вместимость салона в отличие от той модели самолёта, которую мы эксплуатируем. К слову, подобный аспект является ключевым при транспортировке тяжёлых пациентов. Плюс ко всему вертолёты у нас оснащены специальными медицинскими модулями, включающими в себя аппарат для искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ), дефибриллятор, монитор, удобные места для больных и так далее. Такое оборудование попросту невозможно разместить в салоне самолёта. Там узкое пространство, низкие потолки и низкая температура. Добавлю, что потребность в лётных часах у нас сейчас составляет полторы тысячи часов. Из них 400 часов отведено по плану на самолёт. На нём в основном из отдалённых районов нашего края в Читу перевозят грудничков с осложнениями. На вертолётах же в большинстве своём транспортируют пациентов с различными тяжёлыми сердечными недугами, такими как инсульт, инфаркт.
Напомню, что при инсультах действует так называемое правило «Золотого часа». Говоря простыми словами, больного необходимо в кратчайшие сроки доставить до медицинского учреждения, где ему будет оказана высококвалифицированная помощь. Так что вертолёт с медмодулем в этом случае является самым оптимальным вариантом.
Площадки в дефиците
– Какая воздушная техника сейчас имеется у вас на вооружении? Планируется ли пополнять её ряды?
– В парке авиакомпании «Аэросервис» есть самолёт АН-2 и два новых вертолёта МИ-8.Один из вертолётов находится в резерве и используется для выполнения «дублирующих» вылетов, то есть выполнения санитарных заданий одновременно в разные стороны региона, а также в случае сервисных и профилактических работ на основном воздушном судне. Срок её эксплуатации составляет в среднем 30-40 лет.
– Насколько мне известно, сейчас в Забайкалье наблюдается дефицит специально оборудованных вертолётных площадок для нужд минздрава. Какие действия вы предпринимаете для устранения этой проблемы?
– Да, действительно, такая проблема существует, но она исправима. В этом году мы планируем закрыть эту брешь. Для этих целей уже создана дорожная карта. В её рамках нами будут построены вертолётные площадки при каждой ЦРБ в районах края. Сейчас, конечно, такие площадки имеются, но они условны и отвечают далеко не всем требованиям. Так, на них нет сигнальной подсветки. По этой причине посадить вертолёт санавиации в тёмное время суток не представляется возможным. Из-за этого все вылеты приходится проводить днём: время в полёте нужно точно рассчитывать во избежание негативных последствий. Благодаря дальнейшему обустройству площадок, эта проблема отпадёт. Наша санавиация станет универсальной. Работы по созданию вертолетных площадок, оснащенных светосигнальным оборудованием, ведутся совместно центральными районными больницами, администрациями муниципальных районов и авиакомпанией-эксплуатантом. В октябре-ноябре текущего года мы надеемся завершить все строительные мероприятия на этом поприще. В настоящее же время специально оборудованные вертолётные площадки действуют только в Чите на Мемориале боевой и трудовой славы забайкальцев и в городе Краснокаменск. Что же касается площадок для самолётов, то модернизировать их по тому же сценарию пока нет надобности. Это связано с тем, что АН-2 в силу своих технических характеристик летает только в светлое время суток.
– Какова специфика работы санавиации в Забайкалье сегодня?
– Заявка на вылет поступает в территориальный центр медицины катастроф. После формируется санитарное задание, которое направляется в адрес авиационной компании. Затем происходит вылет. В сутки их количество максимум доходит до трёх. Например, вертолёт МИ-8 развивает скорость до 230 километров в час, что позволяет оперативно выполнять то или иное задание. Обязательным условием вылета медицинской группы на место является тщательна, проверка диагноза пациента. Здесь мы часто пользуемся телемедициной. Если, благодаря взаимодействию наших специалистов с тамошними врачами, проблему удаётся решить на расстоянии, либо больной в ходе этих консультаций признаётся нетранспортабельным, вылет само собой не производится. Одним из важнейших направлений работы санитарной авиации является срочная эвакуация пациентов с инфарктами и инсультами, так как при установлении таких диагнозов идет речь о спасении жизни пациента и счет идет на часы. Заявки по районам распределяются практически в равной степени, в зависимости от количества населения – чем больше население, тем чаще вызовы, что логично. Кроме того, в деятельности санавиации отсутствует сезонность: вылеты с примерно одной и той же интенсивностью совершаются в любой из периодов года. География полётов у нас ограничивается только Забайкальским краем, в другие регионы мы не летаем.
Статья опубликована на сайте газеты "Экстра"