У вас дома "завелся" первоклашка? - советы специалистов в помощь

05.09.2019

Готовимся к лучшему, но настраиваемся на трудности — констатируют медицинские специалисты. Как помочь своему ребенку пережить начало учебного года, на что следует обратить внимание в первую очередь родителям первоклассников, как поддержать старших школьников?

Тысячи забайкальских школьников сели за парты. Кто-то впервые переступит порог школы с опаской, волнением, с тревогой, с радостью. А для кого-то уже будущей весной прозвенит трель звонка в последний раз, настроив на грядущее испытание: впереди ЕГЭ, ОГЭ и прочие экзамены на прочность знаний. Учебный процесс — всегда стресс, утверждают не только педагоги. 

Ответы на вопросы психилогической поддержки школьников в рамках «круглого» стола искали гости редакции — медицинский психолог реабилитационного центра «Феникс» ГУЗ «Детский клинический медицинский центр» г. Читы Татьяна КУЗЬМИНА, заведующая отделом гигиенического обучения ГУЗ «Краевой центр медицинской профилактики» Ольга БРАЦЮК и врач-педиатр, руководитель Центра здоровья ГУЗ «Детский клинический медицинский центр» г. Читы Анна РОСТОВЕЦКАЯ.

1

Кроме того, что психологи акцентируют внимание на важности психологической готовности ребенка к школе, диетологи пытаются донести до родителей актуальность прививания пищевых привычек чадам, чуть ни не с пеленок, а педиатры вторят им о необходимости выработки способности к четкому повседневному режиму, который формируется по мере взросления и социализации ребенка практически с рождения.

Именно на трех китах — правильной адаптации в коллективе, здоровом питании и чередовании режима труда с отдыхом балансирует способность школьника успешно постигать знания, считают медицинские специалисты. В ходе разговора за «круглым» столом, каждый из его участников высказал собственную точку зрения о правильной подготовке ребенка к предстоящему учебному году.

В школу как в … зоопарк

Говоря о подготовке первоклассника к моменту, когда тот впервые переступит порог школы, психолог Татьяна Кузьмина заострила внимание на правильной расстановке приоритетов.

— Анализируя интеллектуальную готовность ребенка к учебному процессу важно знать, что речь идет не только об его умении читать и писать. Тут необходимо знать, насколько его мозг готов трудиться интеллектуально, то есть думать, анализировать и делать при этом выводы. Сегодня на прилавках магазинов каждый из родителей сможет найти массу специальной литературы, да и сам малыш в процессе роста и воспитания в детском саду либо в семье уже многому научился и имеет достаточный опыт постижения окружающего мира. Так или иначе, ребенок с раннего возраста приучается к способности сравнивать и обобщать, планомерно эту способность развивают и в детском саду. И если кто-то из первоклашек еще не совсем четко знает буквы, не достаточно хорошо выводит крючочки и палочки, с этим прекрасно справятся педагоги. Особое внимание следует уделить психологической подготовке не только сына или дочери, но и, как ни парадоксально это прозвучит, самих родителей, которые на этом этапе должны выступать главным помощником, — отмечает Татьяна Владимировна.

— На волне взаимного стресса нужно четко понимать то, как настроить малыша на непростой и новый этап в жизни. Многие родители постигали школьную науку по иным учебным программам, действующим в общеобразовательных учреждениях. Да и педагоги с каждым годом отмечают, рост способностей у малышей усваивать и воспринимать информацию. Поэтому не транслируйте на ребенка собственные негативные переживания относительно усвоения материала, говоря ему поминутно о том, что в садике было одно, а в школе будет куда как тяжелее. Ваш страх напрямую передастся малышу.

Дети воспринимают ситуацию немножко по-другому. Они относятся к этому новому с интересом, но негативный заряд беспокойства от родителей может передаться им напрямую. Настраивая ребенка на то, что он должен явиться в класс с букетом наперевес, этаким бойцом, способным преодолевать любые трудности, нередко позже можно наблюдать иную картину. Малыш, оказавшись в школе, становится неуверенным в себе и своих силах, боящимся критики, ожидающим неприятностей. По аналогии, семья отправляет своего ребенка в зоопарк, рассказывая о том, что «львы рычат, обезьяны переносят инфекцию, в толпе можно потеряться, с качели — свалиться, вдобавок вокруг летает куча разъярённых ос». После такого спича, естественно, дите ваше в зоопарк не пойдет. А если рассказать ему, как там будет увлекательно, мотивируя на необычное знакомство с чем-то новым, то он вряд ли испугается львиного рыка, и с интересом будет смотреть на зверя, преодолевая беспокойство. В оставшееся время до учебы и в первые месяцы процесса нужно сосредоточиться на личностных качествах ребенка. Нужно учить его устанавливать контакты. Почаще выходите с ним на улицу, учите знакомиться, быть доброжелательным, отстаивать свои права. Учите ребенка чувствовать время. Будет лучше и интереснее, если родители смастерят часы, где на циферблате в соответствии с цифрами будут картинки, показывающие действие малыша. Это очень хорошо поможет ему самоорганизоваться, быть самостоятельным. Кроме того, ребенок должен уметь нести ответственность не только за себя. Хорошо, если в доме есть животное, однако за неимением питомца можно научить его заботиться о растении. Собирая первый его портфель, не выбирайте канцелярию только лишь по своему вкусу. Ребенок должен обязательно участвовать в покупках тоже.

Важно также понимать, что на пути адаптации к школе, будут не одни лишь победы. Нужно учить малыша воспринимать поражения, как мотивацию для улучшения результата, настраивая на позитив. Ну и обязательно помогайте ему с домашними заданиями. Первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Трудности возникают в большинстве там, где приходится прибегать к совместным усилиям и контакту друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад — у этих ребятишек минимальный опыт по выходу из конфликтных ситуаций, принятию совместных решений.

Ведь занятия для дошкольников и настоящие уроки — это все-таки разные вещи. Далеко не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому важно научить ребенка делать не только то, что он хочет, но и то, что надо, не бояться проблем, разрешать их самостоятельно. Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая, не переходите на личности — оценивайте поступок, а не самого ребенка. К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение к учителю, к одноклассникам, и, конечно же, к самому себе.

— Помните, вы должны стать не строгим надсмотрщиком, а другом и союзником для малыша, — обратилась психолог к родителям.

Рассуждая о психологической подготовке к предстоящей школьной поре подростков, в особенности — учеников выпускных классов средней общеобразовательной школы, Татьяна Владимировна отметила, что тут на первый план выступает расстановка правильных акцентов при подготовке к предстоящим итоговым испытаниям — ОГЭ и ЕГЭ, а также правильный настрой в избрании дальнейшей профессии.

— Стоит с самого начала определиться, по каким из дисциплин потребуется помощь репетиторов, мотивация на профориентацию, и, конечно же, настрой юноши либо девушки на уверенность.

Лучшая конфета — это яблоко

Собственные пищевые привычки, которые в детском возрасте вроде бы никак не отражаются на самочувствии моментально, оказывают на здоровье системное влияние в дальнейшем, считает диетолог Ольга Брацюк. Несмотря на то, что сегодня каждому известно, что неправильное питание увеличивает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, артериальной гипертонии, ожирения, сахарного диабета и даже онкологии, родители зачастую совершают непростительные ошибки, приучая ребенка питаться нерационально. Итог печальный, у каждого второго школьника сегодня выявляют либо гастрит, либо холецистит, подростки старшего возраста страдают панкреатитом.

— В последние годы родители не часто задумываются, чем они кормят своих детей. Соблазняющее количество ярких фантиков на прилавках гастрономов, зачастую становится альтернативой полноценному завтраку ребенка. А по сути, химический состав сублимированных творожков, пирожных и сухих завтраков не способствует правильному пищеварению малыша. Детский организм еще не совсем способен все это переварить и усвоить. Что, в принципе, формирует впоследствии нездорового подростка, в дальнейшем — взрослого человека. Помимо этого, большинство родителей устанавливает для своих чад неправильный режим питания. Знакома и с такими, кто безоговорочно выполняет просьбы ребенка частенько покупать шоколад, пиццу или гамбургер, сварить пельмени, поджарить сосиску. Знайте, что это априори пагубный подход к вырабатыванию пищевых пристрастий и привычек, где-то даже наплевательское отношение к его здоровью. То, что нанесет минимальный вред взрослому, возможно, негативно отразится на здоровье ребенка. И особенно в такой сложный для него период жизни, как поступление в школу. В это время родители должны особенно тщательно следить за рационом питания детей. Кто-то скептически усмехнется, мол, в школе его прекрасно кормят, голодным он не останется. Однако в школу ребенок должен приходить обязательно накормленным, ведь первый поход в столовую случится у него не ранее, чем через 2-3 часа после раннего подъема и выхода из дома. Оставшись без утреннего перекуса и тем самым, «переголодав», ребенок либо начинает с жадностью есть в школе или же напротив — теряет аппетит. Если даже вы уверены, что дите поест через час-полтора, обязательно приготовьте перед выходом легкий перекус — сыр, яйцо. Но, повторюсь, что настоятельно рекомендуются на завтрак различные каши. Колбасы и сосиски, выпускаемые современным пищепромом даже по ГОСТу, имеют в составе только 7% мяса, остальное — следы различных пищевых добавок, не всегда полезных и взрослому. Запомните, в рационе ребенка не должно быть различных «гадостей» в виде сладостей, которые настойчиво предлагают в предпринимательских буфетах при школьных столовых. Лучшая конфета — это яблоки и самые разнообразные фрукты на случай, если не удалось покормить его перед занятиями, а с собой на перекус нужно что-то взять.

Пища школьника должна быть обязательно сбалансированной — правильное соотношение питательных веществ очень важно для его отличного самочувствия. А если говорить конкретно о меню первоклассника, то в нем, помимо главного действующего компонента — белка, в равном значении должны присутствовать жиры и углеводы; аминокислоты, витамины и минералы. Лучше всего усваиваются детским организмом молочный и рыбный белок — его суточная норма должна составлять около 70-90 г. Белок содержится в твороге, сыре, молоке, рыбе, мясе, яйцах, фасоли, горохе. Полезны будут ребенку блюда в сочетании с растительным и сливочным маслом, сметаной и молоком. «Полезные» углеводы доставят в организм ржаной хлеб, крупы. Не стоит забывать и об овощных салатах, — рассказала Ольга Николаевна.

— По мнению медицинских экспертов, у ребенка ежедневно должно быть 3 приема пищи и 2 перекуса. И это означает не десерты и закуски, а полноценную еду — завтрак, обед, ужин. В рационе обязательны каши, супы, мясо, курица, овощи, фрукты. Ужинать надо как минимум за два часа до сна. Основные продукты для перекусов — фрукты и овощи, молоко и кисломолочные продукты (кефир, йогурт, творог), на сладкое — сухофрукты, фруктовые чипсы. Ни какой газировки с консервантами, а на «сладкую жизнь» желательно вообще повесить «замок».

Рассказывая о рационе подростков, диетолог посоветовала родителям обращать особое внимание, что ест ребенок.

— В подростковом возрасте в организме ребенка активизируются процессы роста. В этот период жизни происходят значительные перемены в работе организма, особенно в гормональной и эмоциональной сфере. Именно поэтому так важно, чтобы подросток получал достаточно калорий и питательных веществ с пищей. В рационе подростков нежелательны продукты с пищевыми добавками, маргарин, магазинные соусы, несезонные овощи, сырокопченые колбасы, очень острые блюда, жареные во фритюре продукты, пакетированные соки, леденцы, блюда быстрого питания, жвачки. Также стоит ограничивать потребление белого хлеба и сахара, отметила врач-диетолог.

— Пищевые привычки вырабатываются с детства. Но изменить подход к выбору продуктов, сбалансировать свое питание можно в любом возрасте. И при этом совершенно не обязательно дожидаться болезней — начните правильно питаться сейчас, — заключила Ольга Брацюк.

Режим как основа ЗОЖ

По мнению Анны Ростовецкой, здоровый образ жизни ребенка наряду с правильными психологическим настроем и питанием играет важную роль в процессе подготовки к школе не только первоклассника, но и более старших учащихся. Ведь строгое следование режиму, который необходимо установить совместно с ребенком — это, прежде всего, действия, нацеленные на укрепление его здоровья.

— Итак, чтобы быть здоровым, ребенок должен соблюдать 8 правил здоровья: распорядок дня, поддержка хорошего настроения, межличностные отношения, отсутствие вредных привычек, закаливание, правильное питание, двигательная активность, личная гигиена. Привычка содержать тело в чистоте с ранних лет позволит избавиться от риска получить заболевания кожи (дерматиты, грибковые заболевания, паразитарные заражения). Ребенок должен приучаться содержать в чистоте одежду и обувь. Обязательно мытьё рук.

Четкое следование режиму дня способствует правильному распределению времени на сон, питание и отдых, приучая малыша к дисциплине. От этого зависит также и настроение, и самочувствие ребенка. При этом нормальная продолжительность его сна должна составлять не менее 9-10,5 часов, а время отхода ко сну и пробуждения должно строго соблюдаться. Для начальных классов сон должен начинаться с 20.30-21.00 часов. Для старших классов — не позднее 22.30 часов. Подъём для второй смены не позднее 8 часов утра. Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора, без гаджетов и наушников. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Через каждые 30-40 минут выполнения уроков, следует проводить 15 минутные перерывы с физкультминуткой под музыку. Время на выполнение домашнего задания также зависит от смены, в которую учится ребёнок. Так, для первой смены выполнение домашнего задание происходит в период с 16.00 до 18.00, а для второй смены — с 9.00 до 11.00 часов утра.

Современным родителям свойственно впадать в панику, что если ребенок не занимается спортом, его двигательная активность недостаточна. Здесь стоит взвесить все нюансы. Но ведь и банальная утренняя зарядка, совместная прогулка перед сном, катание на велосипеде, скейте или игры с друзьями во дворе и выгул любимой собаки тоже таковой активностью и являются, и все эти занятия, по сути, будут полезными для здоровья. Родителям стоит знать, что занятия спортом, и как правило, не одним его видом одновременно, подразумевают большие траты не только средств, но и энергетических ресурсов неокрепшего организма. А если учесть, какая сейчас насыщенная школьная программа — в итоге получается двойная перегрузка. Если об этом не задумываться, то, как правило, к окончанию школы можно ничего не получить в остатке от здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс, — отметила Анна Ростовецкая.

— Естественно, что ни одна схема режима не может быть универсальной, одинаково пригодной для всех. Однако главное правило — разумное чередование умственных и физических нагрузок ребенка с отдыхом, рациональное питание должно соблюдаться во всех случаях, — подчеркнула педиатр.

Особо коснулась Анна Ростовецкая темы подбора средства коммуникации и связи для первоклассника — различных гаджетов и мобильных телефонов.

— При покупке телефона ребенку родители, как правило, используют только одну цель — постоянно быть в курсе его местонахождения. Поэтому достаточно простого телефона. Поиск же информации на компьютере не должен занимать больше пятнадцати минут в день. Читать книги обязательно нужно сидя, а расстояние от книги до глаз составляет 30 см — это строгие рекомендации окулистов, отметила педиатр.

Среди прочего Анна Васильевна посоветовала родителям ответственно подойти к выбору мебели для младших школьников. Так, его письменный стол не должен быть ни слишком низким, ни слишком высоким, должен соответствовать физическим параметрам ребенка, стул нужен обязательно со спинкой. При этом доктор напомнила и о важности освещения в комнате, в которой занимается ребенок: свет на стол должен падать классически слева, также общее освещение помещения должно быть достаточно ярким.

Р.S. Подводя итоги встречи, медицинские специалисты еще раз обратились к родителям подрастающих забайкальцев с просьбой мотивировать ребенка на успех и здоровый образ жизни собственным примером.

Дети легко прислушиваются к советам мамы и папы, интересуются их увлечениями, а совместные занятия спортом и правильное питание всей семьей помогут ненавязчиво приучать к этому ребенка с ранних лет.

Это же поможет избежать множества негативных последствий насыщенной школьной программы, быстрее адаптировать вашего ученика к школьным будням.

Подготовлено ГУЗ «Краевой центр медицинской профилактики» совместно с краевой общественно-политической газетой «Забайкальский рабочий»